Наша кнопка:


Побелка

Вывоз грунта:
ecotrans-m.ru

Теплые полы:
sevsanteh.ru
Текущий раздел: Книги

Черновые формы. Формовочные работы


Приготовление растворов для дубления клеевых форм.

Архитектурные ордера.

103. Черновые формы Составы цементных растворов.

Приготовление шеллачного лака.

Черновая форма рассчитана для однократного использования, т. е. на отливку в ней только одного экземпляра, так как в процессе отделения формы от отлитого изделия, обычно из мягкой глины, которую необходимо удалить, модель портится. Снятие такой гипсовой формы требует осторожности. Приготовление клейстера.

Черновые формы, или формы в расколотку, изготовляют только с мягких глиняных или пластилиновых моделей. В зависимости от размеров модели черновая форма может состоять из одного или нескольких кусков. Модель круглой розетки.

Любая черновая форма включает два слоя гипсового раствора: цветную гипсовую оплеску толщиной 1...5 мм и поддерживающий белый гипсовый слой толщиной в зависимости от размера модели. Поддерживающий слой часто армируют металлической или деревянной арматурой. Делают это для того, чтобы при расколотке браться за концы выпущенной арматуры и отрывать этот слой с цветной оплеской. Вытягивание тяг и моделей.

Приготовление гипсовых растворов и нанесение их на модель. Вытягивание моделей филенок.

Для приготовления цветной гипсовой оплески поступают так. В ведре размешивают горсть сухой охры, мумии или ультрамарина (синьки). На этой воде затворяют гипсовый раствор жидкой (сметанообразной) консистенции. Не рекомендуется добавлять большое количество краски, так как это сильно размягчает гипс и при расколотке он не откалывается кусочками, а мнется, затрудняя работу. Модель звезды с закругленными краями.

Оплеску и поддерживающий слой наносят на модель различными способами: штукатурной кельмой (старое название лопатки) с сокола или рукой. Слой оплески должен быть ровным, тонким сплошным — не толще 5 мм. Оплеску рекомендуется наносить снизу вверх. При нанесении оплески сверху вниз модель можно залить раствором больше требуемой толщины. На свеженанесенной оплеске устраивают замки (бугорки) в виде грибков, утолщающихся кверху. Длина замков 2...3 см, высота 1...1.5 см. Замки делают руками по еще несхватившемуся раствору оплески. Замки необходимы для следующих целей. Поддерживающий слой наносят после схватывания оплески, и в случае отсутствия замков слои могут легко расслоиться и оплеска отвалиться при выбирании глины из формы. Если же на оплеску сразу нанести поддерживающий слой, то, возможно, он прочно схватится с ней, и они с трудом будут расслаиваться при расколотке, сильно затрудняя работу. При накладке поддерживающего слоя следят за тем, чтобы между оплеской и поддерживающим слоем не было пустот, которые могут повести к порче гипсовой отливки — модели. Тонкий слой оплески над раковиной (пустотой) может отвалиться при выбирании глины или вдавиться от налитого гипса, образовав бугор на модели. Вытягивание моделей волнистых тяг.

Снятие формы с плоских моделей. Модель устанавливают на подставке или верстаке вертикально или с небольшим наклоном назад. Затем ее смачивают (оплескивают) водой так, чтобы глина размякла, но не размылась водой. Опрыскивания водой повторяют 2...3 раза или более. После стекания воды с модели, когда она станет влажной, не блестящей (слегка матовой), всю скопившуюся в углублениях воду выбирают мягкой кисточкой. Для чего это делают? Сухая глина очень быстро впитывает воду, разбухает и увеличивается в размерах. При оплескивании непосредственно по сухой глиняной модели глина впитывает в себя воду из гипса, преждевременно высушивая его. Гипсовый раствор оплески становится при этом рыхлым и пористым и с трудом снимается с модели, что сильно затрудняет работу. Поддерживающий слой наносят формовочной лопаткой, руками, штукатурной кельмой с сокола. Толщина слоя зависит от размера модели. Так, при среднем размере модели 20 х 20 см слой может быть 2,5...3 см. Наносить раствор надо так, чтобы между ним и оплеской не было пустот. Поэтому раствор следует приготовлять сметанообразной густоты и первый слой не намазывать, а набрасывать, последующие слои можно намазывать. При этом необходимо помнить, что глиняная модель должна находиться на щите, на котором она лепилась. Чистые гипсовые кусковые формы.

После схватывания гипсового раствора изготовленную черновую форму слегка отделяют от модели или щита с помощью клина, образуя небольшую щель, в которую с избытком льют воду для размачивания глины — в результате форма легко снимается. Из снятой формы деревянным инструментом выбирают все комочки оставшейся глины, затем форму тщательно промывают водой с помощью спринцовки, удаляя мельчайшие частицы глины, засоряющие рельефные участки модели. Затем ее промывают струей воды из крана, удаляя мельчайшие, незаметные на глаз, частицы глины. После этого еще раз осматривают форму, исправляют дефекты и приступают к наливке в нее гипсового раствора — отливке модели. Если долго держать форму незалитой, она покоробится. Изготовление гороха.

Если модель была без тонкого рельефного рисунка, то перед отливкой гипсовой модели форму следует смазать керосино-стеариновой смазкой. Еще лучше сначала покрыть ее тонким слоем спиртового лака, а затем смазкой, что обеспечивает легкое снятие модели с формы. Отливка плит между раздвижными рейками.

Иногда при покрытии формы смазкой или сначала лаком, а затем смазкой тонкий рельефный рисунок закрывается слоем лака и смазки. В этом случае модель приходится расчищать, на что затрачивается много времени. Модель модульона с каплями. Модульоны.

Лучше всего такую модель промочить березовым щелоком, мыльной водой или квасцами. Щелок приготовляют из березовой золы. Золу хранят в посуде или пластмассовом мешке. Золу кладут в посуду, заливают водой, кипятят, дают отстояться и процеживают через марлю. Модель триглифа.

Хорошие результаты дает обработка формы (промачивание) раствором алюмокалиевых квасцов. Квасцы кладут в посуду, заливают водой (200 г на 1 л воды) и кипятят. После остывания раствор квасцов выливают в форму, чтобы он в течение 20.. .30 мин впитался в гипс. Места, не залитые квасцами, смачивают полученным раствором с помощью мягкой кисточки. После пропитки формы квасцы сливают в посуду и подготовленную таким способом мокрую черновую форму заполняют гипсовым раствором, армируют его, придавая отливаемой модели повышенную прочность. Деревянную арматуру предварительно смачивают в воде, чтобы она не впитала из гипса воду и не могла быстро высохнуть. При высыхании древесина коробится и может испортить модель. Ионики. Модель ионика.

Гипсовый раствор приготовляют обычным способом. Первый слой наливаемого в форму раствора, называемого о к а т к о й, приготовляют в виде жидкой сметаны. Наливают его так, чтобы он заполнил сплошным слоем весь рельеф формы. Затем наносят второй слой более густого гипсового раствора, укладывают в него арматуру, на которую наливают третий слой. Толщина отливаемой модели зависит от ее размеров. Модель желательно делать более массивной, чтобы она не треснула при расколотке формы. Меандры. Модель меандра.

Как только гипсовый раствор хорошо схватится (примерно через 1 ч после отливки), приступают к снятию или раскол отке формы, применяя зубила, скарпели, молотки, ножи и т. д. Материалы для изготовления моделей.

Чтобы легче снять форму, ее надрезают клеточками, т. е. прорезают до цветной оплески белый гипсовый раствор в виде канавок (159). Чем мельче будут клеточки, тем легче произойдет расколотка и тем удобнее снимется форма. Легкому снятию формы способствует наличие арматуры. Достаточно взять ее за один конец, приподнять — и оторвется большой кусок формы. Появившийся слой цветной оплески служит сигналом, что близка модель. Хранить изготовленную модель длительное время нельзя, так как при высыхании она коробится и дает искаженные отливки. С изготовленной модели необходимо снять или сделать клеевую, гипсовую кусковую, формопластовую форму или форму из цементного раствора. Орнаментованные вставки.

Снятие формы с объемных моделей: шара, балясины, вазы, бюста и т. д. Модель мысленно делят на такое число частей или так называемых раковин, чтобы из них можно свободно выбрать глину и в случае необходимости легко вынуть каркас. Целая форма не снимается с объемной модели, так как невозможно чисто выбрать из нее глину и промыть форму. При делении формы на части (раковины) швы делают в местах, где они легче и быстрее могут быть зачищены. Для изготовления форм существуют различные способы. Простейший из них — снятие форм с пластинками, которые нарезают из самой тонкой листовой стали или жесткой фольги длиной до 7, шириной до 5 см. Например, требуется сиять черновую форму с глиняной модели вазы. Для этого модель обильно смачивают водой (до полного насыщения), распрямляют молотком искривленные пластинки, сравнивают все заусенцы и вставляют их в модель, чтобы они разделили ее точно на 2 части. Пластинки вставляют на глубину 1...1,5 см так, чтобы они перекрыли друг друга и между ними не было зазора. Одну сторону установленных пластинок покрывают или смазывают керосино-стеариновой смазкой и приступают к изготовлению первой раковины, или половины формы. Для этого на половину модели наносят цветную оплеску, на которой устраивают замки и наносят на нее поддерживающий слой белого гипса, который тщательно армируют лучинами или проволокой, но так, чтобы концы арматуры были снаружи (за такие концы затем удобно браться руками и отрывать куски формы от отлитого из гипса изделия — модели). Армирование пенькой или другими волокнистыми материалами невозможно, так как они затрудняют расколотку формы. После схватывания гипса черновой формы пластинки вынимают и устраивают замки, для чего на кромках первой раковины просверливают лунки, необходимые для образования головок на второй раковине. Очищают кромки раковины, покрывают их керосино-стеариновой смазкой и изготовляют вторую половину раковины в той же последовательности, что и первую половину. Таким образом, на модели образуется форма, состоящая из двух Изготовление модели колонны с каннелюрами. Вырезание каннелюр.

раковин. Через 1-1,5 ч после изготовления второй раковины в шов между раковинами с обеих сторон забивают деревянные клинья. Клинья раздвигают раковины, отделяя их от глиняной модели. Если раковины отходят с трудом, в щель льют воду, глина размокает и они легче снимаются. Снятые раковины очищают от глины и тщательно промывают — они готовы к отливке (160). Перед отливкой раковины черновой формы покрывают смазкой, складывают вместе, прочно связывают веревкой, если нужно, между ней и формой забивают клинья, чтобы раковины были плотно прижаты одна к другой. Гипсовый раствор заливают обычным способом. Толщина стенок зависит от размера модели. В форму наливают подкрашенный жидкий гипсовый раствор и, чтобы он равномерно заполнил все неровности формы, окатывают ее (поворачивают в разные стороны). Лепка моделей из глины.

Иногда поступают так. Сначала выполняют оплеску и первый поддерживающий слой по каждой раковине отдельно. Затем кромки очищают от раствора, складывают раковины, связывают их, вливают гипсовый раствор, намазывая его руками, и армируют для прочности. Шов, образуемый на модели, впоследствии зачищают. Обычно это выступающая в виде валика линия, которая легко зачищается. Расколачивают форму обычным способом. Необходимо помнить, что черновая форма пористая и влитый в нее гипсовый раствор быстро обезвоживается. Влага поглощается формой. Отлитая модель получается рыхлой, пористой. Если форму покрыть лаком, то отлитая модель более плотная с непористой поверхностью. Форма с куба.

При отливке моделей из черновых форм гипс необходимо предварительно просеять на частое сито, особенно для оплески. Отливаемые из форм модели должны быть прочными и иметь толщину не менее 5 см, так как в дальнейшем будут подвергаться формовке и их будут многократно поднимать, опускать, перевертывать и т. д. Лепка листьев и плодов. Лепка моделей из глины.

Иногда требуется один экземпляр модели из цементного раствора. Тогда форму заполняют цементным раствором, тщательно уплотняют его, дают возможность схватиться, через несколько суток расколачивают черновую форму, зачищают и исправляют модель из цементного раствора. При необходимости во время укладки раствора в него вставляют стальную арматуру. Инструмент для лепки. Приспособления и оборудование мастерской.

Лепка бус.

- Приготовление шеллачного лака
- Инвентарь
- Вытягивание тяг и моделей
- Вытягивание модели эллипса с креста
- Вытягивание моделей волнистых тяг
- Балясина. Вытягивание модели балясины
- Отливка плит между раздвижными рейками
- Модели сухариков и капель
- Ионики. Модель ионика
- Модель волюты ионической капители
- Орнаментованные вставки
- Капитель. Изготовление моделей капителей
- Форма с куба